Добро пожаловать в Университет Бекмана

Здесь каждый может учиться и/или принять участие в создании свободных интерактивных обучающих материалов и открытых научных проектов.

engl

Вернуться к оглавлению

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОТ ОБУЧЕНИЯ К МЫШЛЕНИЮ И УПРАВЛЕНИЮ

Иллюстрация: Дмитрий Носов

Думать — значит принимать всю сложность,
однако полемисты не думают, поскольку сводят все сложности к двум противоположностям.
Э.Э.Шмитт. Концерт "Памяти ангела"

Науку часто смешивают со знанием.
Это грубое недоразумение.
Наука есть не только знание, но и сознание,
т. е. умение пользоваться знанием как следует.
В. Ключевский

  

Философ Р. Декарт в начале 17-го века ввёл понятие «древо наук», стволом которого является философия, а ветвями и веточками – различные науки. Подобный символ предвосхитил развитие и науки и образования. Началось движение по этим веточкам, натурфилософия распалась на математику, физику, химию, филологию, теологию, медицину и т.п. Возникли соответствующие факультеты и институты, со своими предметами преподавания и со своим языком. Единые ранее структуры стали дробиться, чуть ли не до молекулярного состояния. Учёные даже близких специальностей перестали понимать друг друга. Фразу "Применение в ОФЭТ хелатных комплексов технеция-99m позволило построить информативную синограмму и провести эффективную диагностику неходжинской лимфомы" не поймёт никто. В целом она вполне осмысленна, но химик знает лишь, что такое хелатный комплекс, физик и математик, как строится и интерпретируется синограмма, а врач — какие бывают неходжинские лимфомы.

Здесь, как в ситуации обследования слона слепыми: один ощупал хобот, другой — клыки, третий — хвост. У каждого - сложилось своё понимание того, что такое слон. Но от этого слон слоном не стал.

Между тем, речь идёт о жизни и смерти пациента. И хорошо бы спецам договориться, как использовать диагностику для лечения больного...

В конце 20- века стало очевидно, что наука — вовсе не дерево, а набор островов конкретного знания, разделённых морем незнания (пустоты). В некоторых местах эти островки образуют континенты, архипелаги, и даже соприкасаются и перекрываются, и тогда возникают такие науки, как физическая химия, химическая физика, экологическая радиохимия, или такой шедевр, как физико-химическая медицина. Но они, возникнув, тут же начали дробиться: физическая химия немедленно распалась на термодинамику, кинетику и квантовую химию, термодинамика – на равновесную и неравновесную и т.п., каждый раздел обзавёлся своим языком и своими символами, так утерялась связь между различными разделами, в также и с химией и с физикой, как таковыми. До сих пор не ясно, что находится между этими островами, можно ли перекрыть знаниями разрывы между ними, присоединив к континенту известного, или это в принципе невозможно.

Раздробленность явно тормозит развитие наук, что, в конце концов, скажется на технике и технологии, да и на развитии всего общества в целом.

Стало очевидно, что пора потратить некоторые усилия на создание междисциплинарных наук, междисциплинарного образования, на развитие междисциплинарных языков, междисциплинарного мышления, с целью создания на его основе нового типа управления сложными системами.

Проблема современного образования заключается в том, что в его основе до сих пор лежат дисциплины, появившиеся в середине 19-го века, т.е. ещё до наступления индустриальной эпохи. Наука в течение последних двух веков развивалась преимущественно по пути специализации, результатом чего явился реестр дисциплин и специализаций, закреплённый в современной системе образования. Это обусловило противоречие: традиция жёсткого разграничения дисциплин противостоит междисциплинарности, свойственной многим направлениям науки, появившимся в конце 20-го века. Это было вполне терпимо, пока требовались конкретные специалисты. Однако в наше время стали востребованы профессионалы, способные работать одновременно в разных областях знания.

"Специалист подобен флюсу — полнота его односторонняя" — справедливо заметил Козьма Прутков полтора века тому назад. В пределе он знает все ни о чём. Правда универсал в пределе не знает ничего обо всём, что тоже плохо. "Никто не обнимет необъятного" - утверждал тот же К.Прутков. Так что в подготовке современного специалиста меру надо знать.

Необходимости расширения научного мировоззрения способствовала научно-техническая революция 60-х— 70-х годов XX века, требующая от науки более глубокого и интенсивного проникновения в суть законов природы и общества, чем это удавалось сделать при помощи дисциплинарного да и междисциплинарного подходов. Возник трансдисциплинарный подход и началась глобализация науки.

Коротко остановимся на классификации подходов к образованию.

Дисциплинарный подход в настоящее время является основным. Этот подход делает выпускника специалистом в конкретной области. Например, химик должен разбираться в составе веществ, осуществлять их анализ и синтез. Этот подход дробит науку на отдельные предметные области, каждую из которых исследует отдельно от остальных. Если решение проблемы выходит за рамки возможностей дисциплинарных подходов, то принято считать, что оно находится «на стыке научных дисциплин». Однако, этот стык часто не удается преодолеть, хотя бы потому, что каждая дисциплина использует свой язык. Трудно представить, что на границе Китая и России живут народы, разговаривающие на языке, одновременно понятном и русским и китайцам. Всё же часто именно на стыке дисциплин рождаются новые знания и возникают междисциплинарные науки, каким-то образом нашедшие общий язык. В нашем примере это - суржик, т.е. любое языковое образование с грамматикой одного языка и лексикой другого (фраза «шпрехаю на дойче»— немецко-русский суржик).

Междисциплинарные исследования — способ организации исследовательской деятельности, предусматривающий взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей различных дисциплин. Междисциплинарный подход допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов, в этом случае, обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей. Например, химическая экология изучает химические процессы, осуществляемые в экосистемах, а экологическая химия — последствия воздействия на окружающую среду химических веществ и возможные пути уменьшения их отрицательного влияния. (В терминах химическая экология и экологическая химия "ведущая" дисциплина определяется последним словом, а "ведомая" - первым). Междисциплинарное исследование предполагает одновременное решение трёх видов проблем: методологической, организационной и информационной.

Мультидисциплинарный подход основан на рассмотрении обобщенной картины предмета исследования, по отношению к которой отдельные дисциплинарные картины предстают в качестве частей. При этом переноса методов исследования из одной дисциплины в другую, как правило, не происходит. Например, с точки зрения мультидисциплинарного подхода, человека следует рассматривать, как сложный объект исследования, отличающийся от других объектов рядом особенностей (анатомическими, химическими, психологическими, психическими, физиологическими и т. д.). Для изучения этих особенностей применяются только, соответствующие им, дисциплинарные подходы и методы. Однако, сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного подхода, удаётся найти новые, ранее не обнаруживаемые, сходства исследуемых предметных областей. Накопление результатов междисциплинарных исследований в сходных областях дисциплинарных знаний приводит к появлению новых мультидисциплинарных дисциплин, например, таких, как физико-химическая медицина. Этот подход нашёл практическое применение в работе экспертных групп. Он перспективен, когда для решения дисциплинарной проблемы требуется учесть множество известных факторов, являющихся предметом исследования других дисциплин. При этом иногда удаётся достигнуть достаточной полноты знаний.

Трансдисциплинарность — способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления вне рамок какой-либо одной научной дисциплины. Этот подход не ограничивается междисциплинарными отношениями, а размещает эти отношения внутри глобальной системы, без строгих границ между дисциплинами. Трансдисциплинарность часто трактуется как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности знаний конкретного человека. Про таких людей говорят, что они обладают энциклопедическими знаниями. Она реализуется, если проблема исследуется сразу в нескольких уровнях. Например, на физическом и ментальном уровнях, глобально и локально. Трансдисциплинарность используют как принцип организации научного знания, открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества. Это позволяет учёным официально выходить за рамки своей дисциплины, не опасаясь быть обвиненными в дилетантстве. Трансдисциплинарность считают одним из основных способов решения проблем XXI века. Об это свидетельствует текст «Всемирной Декларации о Высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры», принятой участниками Международной конференции по Высшему образованию, состоявшейся в 1998 г. в Париже. Декларация содержат рекомендации поощрять трансдисциплинарность программ учебного процесса и учить будущих специалистов, используя трансдисциплинарный подход для решения сложных проблем природы и общества.

Междисциплинарное образование не отказывается от дисциплинарного овладения знаниями, оно дополняет и насыщает его приёмами междисциплинарной подачи материала, которые и формируют междисциплинарное мышление (офсетное зрение). Начать можно с чтения многокомпонентного курса, включающего несколько дисциплин, как нечто единое, как конкретный предмет. Примером является курс Ядерная индустрия, в котором естественным образом переплетаются идеи и методы, ядерной физики, квантовой механики, химии и радиохимии, биологии и медицины, дозиметрии и техники безопасности, риска, экологии, экономики, законодательства, а также инженерной мысли. Подобными курсами могут быть Ядерная медицина, Риск: анализ и управление, Диффузия, миграция и массо-перенос в природных и техногенных средах, Информатика в физической химии, системах связи, в компьютере, интернете и СМИ, Геометрия фракталов в химии, физике, медицине, технике, географии, метеорологии, в живописи и дизайне, в экономике и Библии, Экология и ответственная жизнь в окружающей среде и т.п. Более сложными являются лекции, в которых предпринимаются попытки перекрытия разрывов между далеко отстоящими темами. Примерами являются "Ноосфера — синтез науки и религии", "Катастрофы, революции, самоорганизующиеся системы, автоволновые процессы в науке, технике, технике, медицине и обществе", "Порядок, хаос, детерминированный хаос и закономерные случайности", "Пустота в физике, химии, религии, человеке и культуре".

Для закрепления материала следует предусмотреть семинары с задачами, упражнениями и компьютерным практикумом, а также курсовые работы и творческие проекты.

Вернуться к оглавлению

Сделать бесплатный сайт с uCoz