Добро пожаловать в Университет Бекмана

Здесь каждый может учиться и/или принять участие в создании свободных интерактивных обучающих материалов и открытых научных проектов.

engl

Вернуться к оглавлению

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Иллюстрация: Дмитрий Носов

Обучать народ — значит делать его лучше;
просвещать народ — значит повышать его нравственность;
делать его грамотным — значит цивилизовать его.

Виктор Гюго

Начнём с некоторых определений.

Дистанционное образование — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов. Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет. Помимо Интернета, популярной технологией является пересылка учащимся образовательных контентов (электронных и бумажных учебников, лекционных видеокурсов, видеосеминаров и др.) по электронной почте. Данная технология интерактивна: в режиме реального времени учащиеся проходят тестирование знаний, консультируются с педагогами и т.д.

Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством. Оно строится на использовании среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети), и методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Виртуальная школа — образовательное учреждение, в котором педагогический процесс и обучение студентов/школьников осуществляются через Интернет. Материалы по учебным курсам в виртуальной школе представлены в электронном виде и выкладываются на веб-сайте таким образом, чтобы прошедшие авторизацию студенты могли ими пользоваться. Эти материалы обычно включают в себя тексты лекций по предмету, интерактивные тесты и тренажеры, словари и т.д.

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, т. е. все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия— дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Дистанционное обучение появилось в Европе в конце 18-го века после создания регулярной и доступной почтовой связи. В рамках "корреспондентского обучения" учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. Появление радио и телевидения позволило перейти к дистанционному образованию — целенаправленной подготовке специалистов высокой квалификации. В 1969 г. был открыт первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании. Мощное развитие дистанционных методик началось после создания компьютеров и сети Интернет. Возникли многочисленные виртуальные школы и университеты. Примером является Викиуниверситет (Wikiversity) — проект фонда "Викимедиа". В последнее время количество студентов, обучающихся дистанционно, растет быстрее, чем число студентов дневных отделений. В США на данный момент дистанционно обучается ~400 тысяч студентов. Развиваются университеты и в России. Созданы такие порталы, как Федеральный образовательный портал РФ, Федеральный портал "Российское образование", портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" и др. В Московском государственном университете функционирует Интернет-портал Школы дистанционного образования в МГУ www.distance.msu.ru . Дистанционное обучение проводится на сайтах многих факультетов МГУ.
Главный недостаток существующих образовательных виртуальных систем, что они дублируют идеологию классического образования: готовят химиков, математиков, журналистов и т.п., т.е. готовят специалистов. Между тем возникли целые направления, требующие подготовки энциклопедистов, т.е. лиц, свободно владеющих несколькими казалось бы совершенно различными науками. Примером является ядерная медицина, нуждающаяся в работнике, имеющем дипломы об окончании Физического факультета МГУ, Московского инженерно-физического института, Химического факультета МГУ и Медицинской академии. На практике осуществить это довольно трудно. Просто времени не хватит, если последовательно кончать четыре факультета университета и инженерный ВУЗ в придачу.
Между тем, очевидно, что студент, обучающийся 6 лет (12 семестров) получает специальные знания максимум 2 года (4 семестра). Остальное время он тратит на физкультуру-спорт, военное дело, иностранные языки, ухаживание за противоположным полом, хождение в театр-кино и т.п., в основном — просто на взросление. Уже на этом можно резко сократить время подготовки энциклопедиста. Но основная экономия — концентрирование знаний, размазанных по различным курсам и факультетам.


Ограничимся двумя примерами.

1. Распределение Ферми-Дирака обычно вводится в квантовой механике и совместно с принципом Паули используется для описания заполнения электронами электронных оболочек атомов или нуклонами — энергетических уровней ядра. Студенты знакомятся с этим распределением в курсе ядерной физики (если слушают этот курс, естественно). При этом студентам-химикам невдомек, что адсорбция по Ленгмюру и кинетика химической реакции 2-го порядка — это тоже распределение Ферми-Дирака, а студенты-физики не понимают, что распределение атомов водорода в дефектах металла, т.е. в ловушках с ограниченной емкостью описывается тем же распределением. А все вместе они не знают, что распределение Ферми-Дирака — частный случай стандартного статистического распределения и входит в семейство Пирсона. В результате студент, где бы он ни учился, так и не понимает в полном объеме особенности этого распределения, какие возможности оно предоставляет, каковы его свойства и где его можно весьма эффективно применить на практике.

2. Геометрии фракталов, как характеристике дробного пространства, обучают на математических факультетах, немного на физических, и, изредка, на химических. Возможно, в академиях живописи и дизайна. А как с этим обстоят дела при подготовке специалиста по экологической химии? Ответ: никак! Студент долго изучает свойства адсорбента и влияние развитости рельефа поверхности на термодинамику и кинетику адсорбции (сведения необходимы для создания методов мониторинга токсичных веществ в среде обитания и для разработки методов удаления этих веществ из природных объектов), обмен радионуклидами между аэрозолями и коллоидными частицами, в том числе — за счёт эффектов отдачи, он знакомится с особенностями миграции токсичных веществ в природных и техногенных средах и множеством других интересных вещей, но он не понимает, что в основе всего этого лежит геометрия фракталов. Между тем, если бы он свободно владел этим разделом математики, он бы количественно характеризовал изучаемые процессы. В этом случае он стал бы специалистом на порядок быстрее, причём — специалистом существенно более высокого уровня.

Таких примеров много: диффузия и миграция, информатика, риск, математическая лингвистика... и т.д. и т.п. Мы их рассмотрим в дальнейшем.
Здесь вспоминаются "Два капитана" В. Каверина: Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский. На уроке естествознания утка изучалась как утка какие у неё крылышки, какие лапки, как она плавает и так далее. На уроке географии та же утка изучалась как житель земного шара: нужно было на карте показать, где она живет и где ее нет. На русском Серафима Петровна учила нас писать "у-т-к-а" и читала что-нибудь об утках из Брема. Мимоходом она сообщала нам, что по-немецки утка так-то, а по-французски так-то. Кажется, это называлось тогда "комплексным методом". Может нам вернуться к этой самой педологии?

Педология — направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребёнка

Нам представляется, что развитие дистанционного образования должно предусматривать стирание граней между различными предметами, внедрение в сознание учащихся междисциплинарного мышления, обучение их способности видеть связи между разнородными системами и методам их эффективного управления. При этом следует ориентироваться на лиц с законченным высшим образованием (желательно, уже имеющих все возможные в России учёные степени и звания), успешно работающих в науке, технике или менеджменте.

Вернуться к оглавлению

Сделать бесплатный сайт с uCoz