Добро пожаловать в Университет Бекмана

Здесь каждый может учиться и/или принять участие в создании свободных интерактивных обучающих материалов и открытых научных проектов.

engl

Вернуться к оглавлению

ХОЛИЗМ, РЕДУКТИВИЗМ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И СИНЕРГИЗМ

«Холизм» - постер каталонского дизайнера Джераса Каррераса.

Дж. Каррерс создаёт символы различных направлений научной мысли, в которых отражает максимально простое отношение к жизни и её проявлениям. Он считает, что любое явление имеет самое простое объяснение, каким бы сложным на первый взгляд оно ни казалось и сложные философские понятия изображает на своих плакатах простыми геометрическими фигурами.

Целое это больше, чем сумма его частей.
Аристотель «Метафизика”

Любая наука системна. Системность – это научный способ упрощать.
У. Эшби "Введение в кибернетику".

Древние натурфилософы рассматривали мир, как единое целое. Это было правильно, но не практично. Науки стали возникать и развиваться только после вооружения естествоиспытателей аналитическим подходом. Нельзя объять необъятное, но можно расчленить это необъятное и изучить каждую часть в отдельности, т.е. провести анализ. Применение анализа называется редукцией, под которой понимают упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, более доступному для анализа и управления. Редуктивизм привёл к успеху, возникли науки: математика, физика, химия, биология.... Были решены конкретные проблемы, например, создана модель атома. Появился соблазн объяснения сложных явлений, основываясь на законах, полученных при изучении простых систем. Давайте сведём биологические явления к химическим и физическим законам, или социологически – к биологическим.

Здесь дело не пошло. Прогресс застопорился.

Учёные с удивлением обнаружили, что и природа и общество сложны, а механистическая картина мира, которой они так долго и с таким успехом придерживались, отражает лишь жёсткие причинно-следственные связи и линейный характер зависимостей. Между тем, в нас и вокруг нас царит детерминированный, динамический по своей природе, хаос, управляемый к тому же нелинейными законами. Мало изучить влияние внешних сил на сложные системы, отработать способы управления ими, но и следует сформулировать законы организации внутренней структуры этих систем, законы их самоорганизации, саморазвития и самоуправления.

Требования века заставляют перейти от анализа и редуктивизма к холизму, т.е. к философии цельности. Конечно, следует развивать междисциплинарные направления в науке, междисциплинарное образование и междисциплинарное мышление. Но этого мало! Объединение разных наук приводит к эффектам синергизма, т.е. к ситуациям, когда целое больше, чем простая сумма его частей. Следовательно, развитие наук следует вести в рамках синергетики, с учётом идей фрактальной геометрии (самоподобия), автоволновых процессов, случайностей и детерминированного хаоса.

К мудрецу привели слона и спросили: – Что это такое? – Я не знаю, что это такое, – отвечал мудрец. – Но такое таким и должно быть!

Начнём с некоторых определений.
Редукционизм (от reductio— возвращение, приведение обратно) – методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами). Редукционизм абсолютизирует принцип редукции (сведения сложного к простому и высшего к низшему), игнорируя появление эмерджментных свойств в системах более высоких уровней организации. Хотя как таковая, обоснованная редукция может быть плодотворной (пример – планетарная модель атома).
Эмерджентность (от emergent – возникающий, неожиданно появляющийся) в теории систем — наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов; синоним – «системный эффект». В биологии и экологии понятие эмерджентности можно выразить так: одно дерево – не лес, скопление отдельных клеток – не организм. Например, свойства биологического вида или биологической популяции не представляют собой свойства отдельных особей, понятия рождаемость, смертность неприменимы к отдельной особи, но применимы к популяции или виду в целом. В эволюционистике выражается как возникновение новых функциональных единиц системы, которые не сводятся к простым перестановкам уже имевшихся элементов. В почвоведении: эмерджентным свойством почвы является плодородие.
Анализ – процедура мысленного расчленения предмета на части в целях его дальнейшего изучения Системный анализ – метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Это методология решения сложной проблемы путём последовательной декомпозиции её на взаимосвязанные частные подпроблемы. Любой объект бесконечно сложный, поэтому задача упрощается выделением только тех элементов и связей, которые обеспечивают достижение цели. Системное исследование представляет собой процедуру описания объекта, способа его функционирования и тенденций развития. Основная процедура – построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации.
Системный анализ применяется для решения задач, для которых отсутствуют стандартные решения, и которые, в принципе, не могут быть формализованы без использования методов системного анализа. Идеи системного анализа используются для управления. Полезность системного анализа обусловлена глубоким проникновением в суть проблемы, выявлением взаимосвязей, способствующих обнаружению нестандартных решений, в большей четкости формулирования целей, в большей эффективности распределения ресурсов. Ограниченность системного анализа обусловлена неизбежной неполнотой анализа (принцип непознаваемости), приближённой оценкой эффективности, отсутствием способов точного прогнозирования перспективы.
Холизм (от Holos, целое, все, всего) – учение о целостности нашего мира, о том, что все его элементы, живая и неживая природа – связаны как части единой большой системы – Бога, Мира, Вселенной. Исходная трактовка холизма более функциональна и близка к синергетике – все свойства некоей системы, будь то (физическая, биологическая, химическая, социальная, экономическая, психическая, языковая или любая другая система.) не могут быть определены или объяснены по свойствам отдельных составных частей. Вместо этого, наоборот, система как целое, определяет способ поведения своих частей.
Синергизм – совместное действие для достижения общей цели, основанное на принципе, что целое представляет нечто большее, чем сумма его частей. Синергизм означает превышение совокупным результатом суммы слагающих его факторов. Так, доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности. Данное понятие также называется синергетическим эффектом (эффектом 2+2=5).
Синергетика (приставка со значением совместности и «деятельность»), или теория сложных систем – междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. Синергетика является междисциплинарным подходом, поскольку принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же безотносительно природы систем, и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат.

Можно утверждать, что холизм – философия синергетики и системного анализа. Коротко остановимся на истории появления этого направления в философии.

Идеи холизма появились давно ещё Аристотель в своей "Метафизике" утверждал, что целое больше, чем сумма его частей. Г.Гегель был последовательным холистом. К холистам можно отнести Г.В.Лейбница с его философской системой монадология. Но сам термин предложен Яном Смэтсом

Ян Смэтс – основатель философии холизма.

В первой половине 20-го века на юге Африке процветал один политик (бравый вояка, к тому же), который бы сильно удивился, если кто-то назвал бы его философом (как сейчас делают все энциклопедии). Звали его Ян Смэтс (Jan Christiaan Smuts, 1870 – 1950). Довольно долго он был премьер-министром Южно-Африканского союза (того, что после 1961 г. называют ЮАР). Командовал отрядами во время Англо-бурской войны (1899-1902) в Трансваале, был её активным участником, возглавлял крупное партизанское соединение буров. Во время Первой мировой войны он руководил армией Южной Африки против Германии, захватив Германскую Юго-Западную Африку. Успел побывать командующим британской армии в Восточной Африке. Во время второй мировой войны – британский фельдмаршал. Деятельность его, впрочем, распространялась не только на юг Африки, но и на весь мир – он, например, соавтор устава Лиги Наций (выдвинул идею мандатной системы). Расист, проводил активную политику апартеида. Тот ещё философ!

– Ну и что ? – спросите вы, – какое нам дело до африканских фашистов ?! Своих что ли мало? Мы ведь вроде о философских аспектах размышляем …
– А то, что он изобрел холизм!
– Ну и что? К чему нам идеи доморощенного философа?
– Очень даже к чему! Возможно, скоро вся наука и все образование встанет на рельсы холизма. И покатится шибко...

Объясняю! В чём особенность нынешней цивилизации? В том, что её сотрясают многочисленные кризисы. В чём их фундаментальная причина? Как в чём?! – отвечают философы, – конечно в редуктивизме, в аналитическом подходе к действительности.

Вот те на! Мы Анализу только что не молимся, а он-то во всем виноват. Редукция – упрощение, сведение сложного к более простому, более доступному для анализа или решения. Сложные явления могут быть объяснены на основе законов, свойственных более простым системам. Сводя сложное к более простому, анализ игнорирует специфику более высоких уровней организации.

Древние натурфилософы анализ игнорировали – они рассматривали мир, как единое целое. Наивные люди! С таким мировоззрением науку не создашь. Поэтому 300 лет тому назад, ученые вооружились аналитическим подходом. Дело пошло! Новый подход показал свою эффективность при решении чуть ли не любых задач теории и практики. Так что повседневная жизнь каждого человека изменилась (говорят, в лучшую сторону). Но чем глубже внедряли аналитику, тем больше усиливались технические науки и хирели гуманитарные. А это уже не хорошо – равновесие между физиками и лириками нарушилось. В точные науки потекли финансовые и технические ресурсы, молодежь и т.п., т.е. включилась положительная обратная связь. Думать о смысле жизни стало некому. Технический прогресс рванул куда-то не туда. Вот и влетели в тупик. Начались кризисы: политические, экономические, экологические и т.п.

Тут-то и вспомнили о холизме.
Холизм – философия цельности – учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным «фактором цельности». Основоположник – Ян Смэтс, студентом написавший книгу "Эволюция личности", которую, правда, не опубликовал. Но в 1926 у него вышла книга "Холизм и эволюция”. Когда Альберт Эйнштейн прочитал эту книгу, он сделал следующий прогноз: в грядущем тысячелетии холизм, – раньше или позже, – станет главной концепцией естествознания.

"Холизм не только созидателен, но и самосозидателен, и его конечные структуры гораздо более целостны, чем его первоначальные структуры". Я. Смэтс.

Но сначала – несколько слов о развитии идей редуктивизма в прошлом веке. Уже в начале 20-го века обнаружились дурные последствия гуманитарно-технической асимметрии. Происходящий тогда пересмотр понятий «бог», «вера» («Бог умер», - заявил Ф. Ницше в конце 19-го века) привёл к пересмотру бытовой парадигмы. Распалась система связей. Целостную систему сменило хаотическое движение нескоррелированных элементов. Это нашло отражение в искусстве: возникли аналитические расчленяющие концепции кубизма. Человека попытались разложить на составные части, на первичные элементарные формы. На аналитической стадии развития кубизма изображение предметов дробилось мелкими гранями. Человек, как индивидуальное существо перестал быть темой искусства.

Три столетия научной революции качественно изменили картину окружающего нас мира, привели к доминированию аналитического подхода во всех областях человеческой деятельности: науке, технике, искусстве, морали. Целостный, гармоничный мир исчез. Его место занял дисгармоничный и антигуманистический мир машин и техносферы. В середине 20-го века маятник пошел в обратную сторону. Развитие общей теории систем потребовало создания методологии рассмотрения сложных природных и общественных систем во всей их взаимосвязи. Началось движение от анализа к синтезу. В методологию науки вошёл системный анализ, в котором важное место занял синтез. Синтез – соединение различных элементов объекта в единое целое (систему). Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Системный подход – направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем в целостности выявленных в нём многообразных типов связей. Новые тенденции отразились, кстати, и в живописи. Так, второй стадией кубизма явился синтетический кубизм, тяготеющий к гармоничным декоративно красочным композициям. Увы! Для понимания и тем более управления современными эволюционными процессами в природе и обществе одного системного подхода мало. Надежды сейчас возлагаются на развитие идей холизма, как философии цельности. А кто такой «фактор цельности» и как он связан с мыслящей оболочкой земли (ноосферой) покажет будущее.

Так или иначе, но мы еще не раз вспомним расистского фельдмаршала Яна Смэтса, давшего надежду на избавление от всевозможных кризисов и заложившего основу всего современного естествознания (и будущей системы образования, возможно).

Р.Фуллер – автор термина синергетика.

Теперь несколько слов о частном случае холизма – синергетике.

Автором термина синергетика является Ричард Бакминстер Фуллер (Richard Buckminster Fuller; 1895–1983) – дизайнер, архитектор и изобретатель из США. Личность уникальная, не хуже Яна Смэтса. В своём роде, конечно... Например, не имея законченного образования, он в конце жизни получил множество почётных докторских научных степеней и полсотни международных премий. Основным его изобретением является лёгкий и прочный «геодезический купол» – пространственная стальная сетчатая оболочка из прямых стержней. Геодезические сферы (структуры из треугольных компонентов, покрывающих поверхность сферы) позволяет строить сферы практически неограниченных размеров. Он предложил идею "девятого неба", т.е. воздушного жилища, изготовленного из гигантских геодезических сфер, которые способны парить за счёт слегка нагретого воздуха. Такой шар поднимает существенную массу, что позволяет строить летающие мини-города с населением в несколько тысяч человек. Подобные «девятые небеса» могли бы стоять на привязи, или быть свободно парящими, или мигрировать в зависимости от климатических условий.

(Напомним, что новая аллотропная форма углерода была названа в честь Фуллера фуллереном).

Молекула фуллерен.
Геодезический купол Фуллера.

Информацию он рассматривал, как отрицательную энтропию. Фуллер опубликовал две книги: "Синергетика: исследование: исследование геометрии мышления" (в соавторстве с Е. Эпплуайт, (1975) и "Синергетика 2: дальнейшие исследования геометрии мышления" ((в соавторстве с Е. Эпплуайт, 1979), в которой высказана идея об упаковке шарами как основе организации пространства. Под синергетикой Фуллер понимал геодезическую синергию, т.е. новую векторную геометрию, следствием которой и являются геодезические купола.

Определение термина «синергетика», близкое к современному пониманию (междисциплинарное научное направление, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем), ввёл немецкий физик-теоретик Герман Хакен в 1977 в своей книге «Тайны природы. Синергетика – учение о взаимодействии». Именно он считается основателем науки синергетика. Согласно Xакену синергетика относится к направлению универсализма, занимающего промежуточное место между редукционизмом и холизмом. Синергетика не сводит поведение системы ни к её поведению на микроскопическом уровне (редукционизм), ни к её макроскопическому поведению (холизм), она пытается понять, как устанавливается и функционирует связь между этими двумя уровнями. Это удается ей благодаря понятию параметров порядка и принципу подчинения.

Фуллер мечтал об эре "всеуспешного образования и обеспеченности человечества". Обеспеченность человечества – дело тёмное, но идею "всеуспешного" образования мы обсудим на семинарах нашего университета.

Вернуться к оглавлению

Сделать бесплатный сайт с uCoz