Добро пожаловать в Университет Бекмана

Здесь каждый может учиться и/или принять участие в создании свободных интерактивных обучающих материалов и открытых научных проектов.

engl

Вернуться к оглавлению

НООСФЕРА

Ноосфера в представлении художника-дизайнера Татьяны Плаховой

Эволюция будет продолжаться в более
сложной области – в области духа.
Пьер Тейяр де Шарден

Одной из самых известных идей объединения "всего и вся" (или хотя бы науки с религией) была концепция ноосферы – сферы разума.

Впервые слово «ноосфера» прозвучало в стенах известного учебного заведения в Париже под названием Коллеж де Франс, на лекциях 1927/28 учебного года из уст философа и математика Эдуарда Леруа. В 1928 г. была опубликована его книга «Происхождение человека и эволюция разума», где термин ноосфера использовался уже довольно широко.

Леруа (Le Roy) Эдуард (1870–1954) французский ученый и философ, последователь А.Бергсона (интуитивизм и философия жизни – жизнь, как метафизически-космический процесс), представитель католического модернизма. Занимался математикой, палеонтологией и антропологией.

Ноосферную концепцию разработал друг и единомышленник Леруа Пьер Тейяр де Шарден и изложил её в труде «Феномен человека», опубликованной после его смерти в 1955 году.

Тейяр де Шарден (Teilhard de Chardin) Пьер (1881-1955) – монах, член ордена иезуитов, двоюродный правнук атеиста Вольтера. Окончил колледж общества Иисусова. Ученая степень – геолог-палеонтолог. Французский геолог, палеонтолог, философ и католический богослов, реформатор католицизма. Один из первооткрывателей синантропа близ Пекина (1929). Развил концепцию «христианского эволюционизма», сближающуюся с пантеизмом. Его волновала проблема Человека, его происхождение, смысл бытия, будущее человечества. Шардена ставят в один ряд с выдающимися учёными всех времен и народов. Его попытка объединить науку и религию в познании мира не была признана ни религией, ни наукой. Шардену были запрещены чтение лекций в католическом университете и публикации его работ, т.к. он «недостаточно принимает во внимание различие между человеком и животным, и тем самым игнорирует вмешательство Бога», – такой вердикт вынесла церковь. Посмертная публикация работ Шардена также навлекла на автора осуждения, вплоть до изъятия его книг из библиотек. Указом Ватикана его работы были запрещены в связи с «фальсификацией веры». Ученые также не приняли Шардена, считая его теологом, а не учёным. Вызвали протест такие термины, как «Космогенез», «Христогенез», «Космический Христос».

В России распространение этого учения связано с именем В.И.Вернадского, который попытался изменить концепцию – вместо божественного разума, использовать человеческий. Идея не прошла: интеграция материализма и идеализма в рамках концепции ноосферы не удалась.

Вернадский Вл. Ив. (1863–1945) – естествоиспытатель, мыслитель, общественный деятель. Министр народного просвещения временного правительства (1917). В России считается основоположником современных наук о Земле – геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии и др. В центре интересов – разработка целостного учения о биосфере, живом веществе, организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания. Развивал традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса

Французский философ Э.Леруа, автор термина ноосфера. Пьер Тейяр де Шарден – французский геолог и богослов, развивший теорию ноосферы. Владимир Иванович Вернадский - российский учёный, пытавшийся примирить французскую философию с советской действительностью.

Как предполагалось объединить науку с религией в рамках ноосферной концепции?

Ноосфера (мыслящая оболочка) новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено французскими учеными Э.Леруа и П.Тейяром де Шарденом (1927). В.И.Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.

Термин Ноосфера («ноос» по-гречески – разумный дух) ввели французы: Эдуард Леруа и Пьер Тейяр де Шарден. Были ли они учёными? Вроде, да. Эдуард Леруа – математик, философ, занимался палеонтологией и антропологией. Тейяр де Шарден – геолог-палеонтолог, первооткрыватель синантропа. А на второй - нет, ибо Леруа – сторонник интуитивизма, рассматривавший жизнь, как метафизически-космический процесс, католик-модернист, а Тейяр – монах, член ордена иезуитов, католический богослов. Созданную ими концепцию Ноосферы нельзя отнести ни к науке, ни к религии. В познании мира она стремится объединить науку, философию, искусство и религию.

Как и аналогичные попытки скрестить кошку с собакой, идея вышла малопродуктивной. (Может быть – пока). Поэтому сейчас идёт не столько развитие Концепции, сколько ее выхолащивание. Учёные, берущие её на вооружение, первым делом удаляют из неё Божественный Разум, меняя его на человеческий, т.е. меняют божий дар на яичницу. Основных терминов Ноосферы: «Космогенез», «Христогенез», «Космический Христос» и т.п. они избегают, но само понятие «Ноосфера» обожают. Есть в нем что-то возвышенное, какая-то мечта и надежда…

А что останется от учения, если выхолостить его суть? Одна оболочка! Она и существует…

Поскольку идея Ноосферы (хотя и в искаженном до неузнаваемости виде) бродит в науке (особенно в среде экологов), имеет смысл напомнить основные идеи Тейяр де Шардена, выраженные им в книге «Феномен человека».

Пьер Тейяр де Шарден рассматривал жизнь как универсальную тенденцию космического процесса. Очеловечивание жизни – такой же великий скачок планетарного и космического развития, как оживотворение материи. Появление человека – дальнейшее развитие биосферы, новый виток эволюции. Человек, его разум – это новая оболочка планеты, новая сфера, сфера мысли – ноосфера. В ней завершается после более чем шести миллионов лет биосферное усиление цефализации. Сфера разума, новая оболочка Земли, как бы наложена на биосферу, оказывает на неё всё большее, преображающее развитие. Через философский, нравственный поиск, искусство, науку, все формы культуры идёт увеличение объёма общеземного мозга.

Все мы что-то слышали об эволюционной теории Дарвина: от низших к высшим, от обезьяны к человеку, борьба видов, естественный отбор и т.п. Ну, а сейчас эволюция органического мира Земли продолжается? Где-нибудь очередная обезьяна переходит в человека, или, наоборот, человек – в обезьяну? Эволюционирует ли в наше время биосфера, как целое? И если эволюционирует, то в какую сторону?!
Ответ: эволюционирует! Борьба за существование продолжается. Организмы приспосабливаются к меняющейся среде обитания. Правда, серьезных изменений в системе обезьяна-человек не обнаружено, и человек в нечто более высшее не смутировал, но тенденции развития просматриваются. Кое что недавно обнаружилось, например, повышение видового разнообразия, тенденция к переходу к замкнутым циклам, от гетеротрофного к автотрофному метаболизму. Организмы стремятся к более полному использованию энергии, пространства и вещества. Заметное изменение претерпели размерные спектры живых существ: они расширяются, причем вклад крупных особей увеличился. Если для какого-то конкретного вида животных построить график, отложив по оси абсцисс размер особи, а по оси ординат – число особей данного размера, то обнаружим, что график с течением времени изменяется – он расширяется как в сторону мелких, так и в сторону крупных животных. Важно, что в последнее время доля крупных организмов в размерном спектре существенно увеличилась. Возникшие крупные особи обладают более длительным и сложным жизненным циклом, реализуемым посредством большого объёма генетической информации. В природе идёт постепенное замещение метаболических (вещество, энергия) связей в сообществе сенсорными.
Важным процессом является цефализация (Кефале, по-гречески – голова. Мозг развивается и укрупняется. Развивается и нервная система. Увеличивается вклад в суммарную биомассу организмов с развитой нервной системой, проявляющейся через химический состав живого вещества. При этом в суммарной биомассе повышается содержание компонентов, специфических для клеток, специализирующихся на обработке информации. К цефализации биосферы несомненно относится «демографический взрыв» – рост населения планеты. В настоящее время численность людей возрастает по гиперэкспоненте. Биосфера явно эволюционирует в сторону увеличения в своём составе количества клеток, перерабатывающих информацию. «Информационно-биологический взрыв» – прирост суммарной массы вещества мозга – составил в ХХ веке несколько мегатонн. Важен не только рост человеческой популяции. Резко увеличились потоки энергии, вещества, информации, циркулирующие внутри человечества или связывающие его с окружающей средой.

Шарден утверждал, что мир – живой организм, пронизанный Божеством и устремленный к совершенству. У корней эволюции стоят творческие силы Космоса, которые разворачиваются постепенно, и в ходе развития, достигая критической точки, устремляются к высшему синтезу – Ноосфере. Эволюция планеты – спонтанное развитие живой массы, которое становится условием возникновения человека. Человек не является вершиной пирамиды жизни, а такая же форма жизни, как и все другие её формы. «Человек – обычный луч, образующий веер жизни… Особенностью этого феномена является мысль. Весь вопрос в том, в какой мере этот феномен подчиняется силе Космоса». Происхождение жизни – двуединый процесс эволюции планеты и Космического циклона, «который нас всех породил, некоей высшей силы, объемлющей мироздание». Эволюция носит циклический характер и «нынешняя цивилизация заключает в себе признаки совершенно нового биологического цикла».

Шарден считал, что новый этап эволюции произойдёт при участии и усилиях всего человечества. «Состоится вхождение твари в мир Божественной полноты». Эта фаза мировой эволюции есть «точка Омега». Омега представляет собой то, что православные богословы называли «соборностью» – единение без смешения, слияние без поглощения. Омега – это нечто и некто, действующее с самого начала эволюции. Эволюция – это поток, становление, гибель и рождение. Омега – это Бог. Она наличествует всегда, так как стоит вне времени.

Развитие будет происходить, прежде всего, в коллективной и духовной форме, где дух и сознание создадут условия для образования единого человечества вне наций и рас. Человек – кульминация спонтанной бессознательной эволюции, но вместе с тем и некое начало, сосредоточившее в себе предпосылки для нового, разумно направленного этапа эволюции. Человечеству только предстоит прийти к истинному самосознанию, к действительному управлению эволюцией мира и самого себя. Только тогда и произойдёт создание высшего порядка сосуществования, порядка духовности.

Становление новой цивилизации – это переход к новому витку эволюции, заключительному этапу становления Ноосферы. Ноосфера будет развиваться по направлению, соединяющему науку и религию, и сосредоточено будет на человеке. «Человечество отягощено старыми привычками и не осознает, что живет уже в новую эпоху, и что уже высвободились новые силы, которыми нужно научиться управлять…». «Люди должны посвящать свою жизнь увеличению знаний, а не имущества».

Шарден оптимист: он верит, что человечество под влиянием сил планетарного сжатия и внутренних сил одухотворения проложит путь к новому витку, когда ноосфера «найдет свои глаза». Пока «человеку достаточно самого себя, его разума, вместо веры и религии. Но по мере роста напряженности становится очевидным, что нужен синтез науки и религии, так как они одушевлены одной жизнью». Вера в прогресс питает науку, «научный поиск невозможен без мировой этики, которая заложена в религии, для совершенствования общества».

Соединение науки и религии неизбежно. Наука – это история, религия – это будущее, наука и религия – это единый акт познания, охватывающий прошлое и будущее. «Человеческому духу самой историей предназначено идти этим путем.». «Мы вступаем в новую стадию эволюции, о которой мало знаем. В Ноосферу – сферу разума…Покров сознания здесь коллективный и суммарный продукт миллионов лет мышления. Мощность этого разума определить сейчас невозможно, но она велика».

«Конец света» – это критическая точка Ноосферы, когда под действием горячих лучей Омеги прекратится ненависть и междоусобная борьба. Побежденное чувством Земли, зло на завершающем этапе будет находиться в минимуме, а доля добра будет возрастать. Переход этот представляется как процесс социализации человечества. «Чем больше человек технически организует свое множество, тем больше в нём возрастает психическая напряженность. Но, покружив разнузданным индивидуализмом, циклон, который нас произвел и который кружит над нашими головами, стремится довести нас до завершенности и органически связать друг с другом. Социализация человека – это ось космического вихря, – завершающий этап создания мыслящего универсума». «Человеческая зоологическая группа не отклоняется биологически под действием разнузданного индивидуализма от необходимости объединения в масштабах планеты и в критической точке объединит коллективный разум для перехода в новую фазу развития. Если один человек может допустить свое физическое уничтожение, то человечество начнет отдавать себе отчет перед лицом полного уничтожения, что ему необходимо объединить усилия, так как продвигать Землю становится слишком трудно, если мы трудимся для Вечности».

Шарден показал, что материя и дух – два аспекта физической реальности, и тем самым проложил путь для дальнейшего процесса познания мира.

Но Шарден не исключает и другой путь развития. «По закону, которого в прошлом еще ничто не избежало, зло тоже может возрастать одновременно с добром и достигнет к финалу своей высшей ступени». Не исключено, что «отказавшись от Омеги и коллективизма, разобщенный человек спровоцирует конфликт, и объединенная ноосфера снова разъединится на две зоны – мысли и любви, которые будут опять в состоянии антагонизма. Тогда произойдет кончина Земли, по всем признакам соответствующая гипотезе традиционного Апокалипсиса – смерть исчерпавшей себя планеты».

Объективный процесс «создания ноосферы из биосферы» есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история, и остановить его нельзя. Неизбежной предпосылкой перехода в новую стадию истории Земли (а не только истории человечества) является единение человечества, проявление его как единого целого. Человек должен научиться мыслить и действовать в новом аспекте, «не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте», в биосферной оболочке планеты.

В период перехода биосферы в ноосферу необходима «интеграция науки с другими формами общественной жизни – искусством, литературой, философией, религией». Религия в течении тысячелетий являлась могущественным социальным фактором, способствующим эволюции биосферы в ноосферу, так как несла в себе этические начала. Научная работа без этической и философской стороны, без оценки с точки зрения добра и зла бессмысленна.

В.И.Вернадский так же считал, что человечество вступает в новую эпоху жизни. «Мы присутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфере нового геологического фактора, небывалого еще в ней по мощности и по общности. Окончен продолжающийся многие сотни лет стихийный процесс развития цивилизации. Социальный вид животного – человек – охватил всю поверхность биосферы». Он понимал, что человек становится «грозной геологической силой», что создается «новая биогенная сила», охватывающая своим влиянием всю планету, которую следует управлять разумом, научной мыслью.

Для Вернадского ноосфера – идеал высшего духовного Человека, который движет им в его работе (Рай для человечества?). Человек – единственное существо, которое живет не только тем, что есть, но постоянно соотносит свою жизнь с тем, что должно быть, и стремится к этому. Эта потребность «должного», с которым рождается человек, и создает новую ноосферную оболочку Земли.

Вернадский – один из первых «антропокосмистов». Антропокосмизм является полной противоположностью антропоцентризму, не только ставящего человека в центр мироздания, но и отрывающего его от природы, от своих «меньших братьев» по эволюции, от космоса. Антропокосмизм спускает человека с его трона исключительности и включает его в космическую эволюцию, как «одну из органических составных частей» и этапов развития космического целого. Человек не отделим от судеб космического развития. Но возникает и обратная связь – человек становится одним из мощных факторов эволюции, действуя сознательно. И это налагает на него огромную ответственность.

Вернадский считал, что наука, оторванная от религии и философии, не может дать полной картины мира.

Итак, концепции Ноосфера скоро 100 лет. Получила ли она за это время реальное развитие? Нужна ли она нам теперь? Поможет она объединить науку, философию, искусство и религию в одно целое? Способна эта идея объединить народы?

Нужен нам факультет Ноосфера?

Давайте подумаем вместе.

Вернуться к оглавлению

Сделать бесплатный сайт с uCoz