Добро пожаловать в Университет Бекмана

Здесь каждый может учиться и/или принять участие в создании свободных интерактивных обучающих материалов и открытых научных проектов.

engl

Вернуться к оглавлению

ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При попытке единения каких-то наук полезно вспомнить, что современная концепция мироздания строится всего на нескольких понятиях: вещество, энергия, пространство, время и информация. Именно они должны пронизывать всю систему образования.

Начнём с информации, рассмотрим фундаментальную науку – информатику и кончим информационной технологией и её ролью в объединении наук (и не только наук – информационная технология, как сверхтекущий флюид, проникла во все сферы жизни и деятельности как отдельного человека, так и общества в целом.

Впрочем, информатика занимается информацией как таковой, без какой-либо привязки к человеку и вообще какому-либо разуму, пусть даже ноосферному. Она вообще не связана с живой природой: судьба молекул в расширяющемся сосуде, разбегание галактик, химические реакции и т.д. и т.п., любые явления, связанные с порядком и хаосом, – везде, где царствует энтропия, там же правит и её альтер эго (Alter ego) – информация.

"Если где-то лисий хвост, значит где-то Лиска"

Там, где информация, там и информатика.

Если неживой природе информацию навязывает человек (информация оторвана от материального носителя), то живая природа активно и непосредственно использует информационный обмен. Пчёлы, сообщающие в улей информацию о местонахождении цветов с нектаром, сойка, благим матом оповещающая лес, что в него вошёл человек, токующий глухарь, гусь, собравший стаю, и обеспечивший благополучный перелёт на несколько тысяч километров – лишь отдельные примеры. Важно здесь, что информатика обходится без каких-либо научных оснований, технологий и компьютеров.

Без наук обходятся кумушки на завалинке, сплетники, мифотворцы и клеветники. Даже мой сосед оповещает о появлении чешского пива в киоске за углом простым ударом кулака в стену. Информация распространяется без технических средств, и весьма интенсивно.

Тем не менее, человечество разработала множество технических средств передачи и хранения информации. В отличие от животных, человек предпочитает накапливать информацию. За время своего сравнительно недолгого существования человечество накопило значительные информационные ресурсы: книги, учебники, статьи, патенты, диссертации, отчёты, картины, фильмы, патенты, записки очевидцев и т.д. и т.п. Быстрый рост вызван тем, что информационные ресурсы (в отличие от других видов ресурсов – трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.

Понятно, что человечество занималось обработкой информации тысячи лет, прекрасно обходясь без определения понятия «информация», без науки Информатики, используя информационную технологию на базе канцелярских счётов, письменности и наскальной росписи.

Информатика – наука, изучающая общие свойства и процессы отражения материи, порядок в материи, её структурированность и отражение в сознании человека, общества.

Человек всегда разрабатывал способы передачи информации: тамтамы, сигнальные огни, голуби, посланники-вестники, почта, телеграф и т.п. Первое осмысление, первые теоремы и первые теории в Информатике появились после появления радио и азбуки Морзе, когда возникла проблема оптимизации передачи больших объёмов информации и появилась задача передачи информации без искажений.

Мощный всплеск развития информатики и информационной технологии начался после изобретения компьютеров и создания сети Интернет.

Компьютеры (слово компьютер произошло от слова вычислять) сначала предназначались для математического моделирования и обработки данных. Затем они оказались полезными для манипулирования с текстовой, графической, визуальной, аудио- и видео- информацией. На базе компьютеров создана такая мощная информационная система, как Интернет. Система Интернет базируется на компьютерах (хотя и не связана с конкретными носителями, разрушение многих из них не отразится на работе Интернета в целом), но выход в систему не требует от пользователя обязательного использования компьютера. Бедуин, пересекающий на верблюде Сахару, выходит в Интернет и уточняет путь по мобильному телефону. Тем не менее, современные электронные компьютеры, несмотря на всю свою примитивность (можно даже сказать – убожество) играют в информационных технологиях важную роль.

Жаль, конечно, что разрекламированные квантовые компьютеры, так и не появились, искусственного интеллекта пока не видать. Ну, что есть, то есть...

Успехи по внедрению компьютеров в Информатику оказались настолько велики, что появились учёные-преподаватели, понимающие под Информатикой компьютерные науки и компьютерные технологии. Такой подход напоминает садовода, излагающего свой предмет, как науку и технологию применения лопат, вил и граблей в растениеводстве, или врача, призывающего диагностировать рак по показаниям градусника под мышкой.

Мы с вами так поступать не будем. Подавляющая часть лекций будет посвящена информатике, как таковой, и только в конце сказания обратим внимание на компьютеры и посмотрим, куда их можно с пользой приспособить.

Сказанное, естественно, не отменяет того обстоятельства, что сегодня важнейшей составляющей образованности человека является свободное владение информационными технологиями, так как деятельность людей всё в большей степени зависит от информированности и способности эффективно использовать информацию. Сегодня квалифицированный специалист любого профиля (как технического, так и гуманитарного) должен уметь находить, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и других вычислительных и телекоммуникационных средств, попавших ему под руку. Знания информатики и информационных технологий – необходимые требования профессиональной пригодности в XXI веке.

Фундаментальность информатике придаёт широкое и глубокое использование математики, формальных методов и средств, общность и фундаментальность её результатов, их универсальная методологическая направленность в производстве знаний. В этом смысле математическая информатика аналогична "наукам на стыке": математической физике, химической физике, медицинской радиохимии и др.

Однако, прежде, чем информатику делать осью, на которую насаживать различные науки, имеет смысл сначала объединить различные части самой Информатики, которые успели разбежаться уже довольно далеко. Таких частей, по крайней мере, четыре: 1. Физическая (термодинамическая и статистическая, равновесная и неравновесная); 2. Техническая информация (передача информации по линиям связи; описание комбинаторным, вероятностным и алгоритмическим способами); 3. Компьютерная информация (перемещение и хранение информации в компьютере; компьютерные науки во всей красе; система Интернет); 4. Смысловая информация (семантическая информация и дезинформация, СМИ; "одна баба сказала", способы поиска, переработки, хранения и защиты). До пятого вида информации – квантово-механического – мы, скорее всего, не доберёмся. А вот информационным парадоксам мы уделим серьёзное внимание. В конце-концов займёмся практическими применениями информационных идей.

Информационные разделы кажутся сильно разными, мы их попытаемся объединить в одно целое с помощью энтропии и фрактальной геометрии, как мер порядка и беспорядка, т.е. детерминированного хаоса.

Напомню, что наша цель не столько объединение разных наук, сколько объединение преподавания этих наук.

Кому интересно - переходите в раздел ИНФОРМАТИКА

Вернуться к оглавлению

Сделать бесплатный сайт с uCoz