Добро пожаловать в Университет Бекмана

Здесь каждый может учиться и/или принять участие в создании свободных интерактивных обучающих материалов и открытых научных проектов.

engl

К оглавлению

И.Н. Бекман

РИСК

ПРЕДИСЛОВИЕ

Если бы риск преподавался школьникам, то начать надо было бы так:

Будильник зазвенел, но ты вскочил не сразу, потом застрял в ванной, потом собирал разбросанные учебники, наконец, глянул на часы: Опаздываю!!! Возникла проблема риска. Как оценить величину риска опоздания в школу и наметить стратегию его подавления? Мы знаем время, оставшееся до начала уроков, и время, традиционно затрачиваемое на путь от дома до школы. Если первая величина меньше второй, то оптимальной стратегией будет остаться дома и рассматривать различные варианты будущих оправданий перед родителями и учителями (живот схватило, унитаз потек и т.п.). Если первая величина больше второй, то шанс успеть в школу еще есть и мы вступаем в область вероятностей. Какова вероятность добежать без приключений? Конкретнее: какова вероятность встречи с хулиганами, с собаками, подругами, милиционерами, машинами и т.п., какова вероятность подскользнуться на льду или слететь в канаву, возможна ли отмена занятий или хотя бы первого урока? Какое время требуется на преодоление каждого из возможных препятствий? Что лучше: воспользоваться попутным транспортом (часто ли он сегодня ходит и можно ли в него влезть), культурно идти по тротуарам и дорогам или шпарить напрямик через магистрали и заборы? Глобальная проблема: торопиться с риском попасть под машину или идти медленно с риском опоздать в школу? Для оценки отдельных рисков и общего риска необходима информация. Возможны три подхода: 1) Личный опыт (Чай не первый раз иду в школу и не первый раз опаздываю!); 2) Советы родителей (Ходи по пешеходным переходам, смотри под ноги и на светофоры); 3) Официальная статистика (Ежемесячно под машины попадает 6 из 100 перебегающих улицу школьников, двое из них погибают; собаки кусают 8 из ста бегущих детей и т.п.).

Уже беглый анализ показывает, что рисков много и каждый может быть оценен только приблизительно (В некоторых школах опоздавших сразу выгоняют из класса и тут уже никакой вероятности нет - все предопределено: лишение удовольствия от урока, запись в дневнике, вызов родителей, порка и т.п.). Приходится осуществлять поиск в условиях неопределенности. Выбор решения ведется в пространстве альтернатив. Как правило, из десяти возможных сценариев анализ ситуации на основе имеющейся информации позволяет выбрать два-три, в которых риск минимален. Однако, окончательный выбор стратегии базируется на интуиции решающего.

Но этот курс лекций не рассчитан на молодёжь. Предполагаемые слушатели – взрослые дяди и тёти – на своей шкуре знают, что существование в данном мире – непрерывное столкновение с опасностями, что есть настоятельная необходимость адекватной оценки опасностей со стороны среды обитания и нежелательных последствий собственной деятельности. Им опасность, безопасность и риск подобно разъяснять смысла нет. Им нужны алгоритмы: покупать с утра акции, или погодить? Жениться или не жениться? Валить или сидеть?

Алгоритмы – помощники в оценке риска - есть, но кто их съест?

Нужная математика, в принципе, существует, но риски разные, и математика, их описывающая, разная. Всю не упомнишь. К тому же, современная математика какая-то недоделанная: множество видов рисков она не охватывает. Впрочем, страшнее другое: сложная она. Те риски, которые как-то теоретически описываются, формализуются такой математикой, пред которой пасует аспирант мехмата (доцент, впрочем, тоже). Эту математику и эти алгоритмы реализуются лишь на дюжине самых мощных в мире компьютерах. Их можно использовать в оценке риска 3-ей мировой войны, но к риску купанья в проруби применить трудно. Да и не нужно...

В данном курсе лекций мы рассмотрим способы приложения к оценке риска таких разделов математики как статистический анализ, уравнения математической физики, информатика и компьютерные науки, геометрия фракталов, теория катастроф, теория игр, некоторые разделы синергетики. Однако ограничимся изложением идей, лежащих в основе этих подходов, и выводами из них, приводящими к полезными практическими результатами в оценке риска. Глубоко вторгаться в мир лемм и теорем не будем, иначе вообще не кончим.

Естественно, мы уделим внимание математическому моделированию различных видов риска, и продемонстрируем применимость результатов моделирования к анализу и управлению риском.

Помимо теории мы займемся экспертными (субъективными) оценками риска и психологией риска. Проиллюстрируем возникающие здесь проблемы на конкретных примерах. Обсудим концепцию гомеостаза риска в приложении к запланированному (целевому) риску и приложим её к проблеме защиты от "дурака" и от "специалиста". Затем перейдем к оценке риска машин (станков, автомобилей, самолетов и др.), заводов (в первую очередь химических и ядерной индустрии), электростанций (тепловых и атомных), транспорта, жилых помещений и много чего другого. Серьезное внимание будет уделено причинам аварий, методам их предотвращения и ликвидации последствий.

С практической точки зрения нас будет интересовать вероятность возникновения неблагоприятной ситуации при реализации рутинных событий (например, крушение поезда, авария на заводе, разрушительное землетрясение), стратегия игры на бирже и предсказание будущей цены акций, распространение по среде обитания токсина при аварии или эпидемии болезни (включая описание последствий), риски отдельных вариантов логистики. Приведем способы исследования проблем безопасности и риска, методы обработки результатов этих исследований и попытаемся дать более-менее внятное теоретическое объяснение наблюдаемых явлений, с целью прогнозирования будущих рисков.

Значительная часть курса лекций носит иллюстративный характер. Здесь описаны многочисленные случаи риска военных, путешественников, спортсменов, моряков, летчиков, автомобилистов, химиков, политиков и много кого ещё. Интересно послушать рассказы людей большого риска, доживших до седин. Но, для коллекции, приведём и риски обывателя. Тоже бывают интересными...

Надеюсь, слушатели смогут преодолеть весь курс и надеюсь, что это пойдёт им на пользу.

Однако, теория – теорией, мировой опыт – мировой опыт, но принимать решение надо самим, и без использования математических теорем и сверхбыстрых компьютеров.

Ориентироваться придется на собственный уровень допустимого риска. Да, логика подсказывает, что риск надо уменьшить до возможно низкого уровня, или хотя бы – оптимального. Но! Кто не рискует, тот не пьет шампанское! А шампанского хочу. Риск – благородное дело! Я хочу рискнуть и буду рисковать, не смотря ни на какие дурные последствия. Адреналина хочу!

Всё это известно, вспомните "Пир во время чумы" А.С.Пушкина:
Председатель (поёт)
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья-
Бессмертья, может быть залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
Итак, - хвала тебе, Чума!
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье!
Бокалы пеним дружно мы
И девы-розы пьем дыханье, -
Быть может... полное Чумы!
Священник:
Безбожный пир, безбожные безумцы!

По одному мнению - игра со смертью - залог бессмертья (риск - благородное дело), по другому - безбожное безумие. Именно люди риска сделали великие открытия: обнаружили Австралию с Новой Гвинеей, определили вкус цианистого калия, нашли критическую массу плутония. Но и именно люди риска покоряли другие народы, устраивали революции, проигрывались в карты, пуская ая по-миру собственных детей. Да мало ли ещё каких гадостей натворили эти самые любители риска?! Впрочем, многие не могли поступать иначе. Склонность к риску передали им предки. Удалось даже выделить ген риска, избыток которого заставляет человека пускаться на всякие авантюры или заниматься работой с повседневным риском.

Странно, но люди риска обычно пользуются уважением общества. Человек в футляре - чеховский герой - следовал всем канонам управления риском, но нам он глубоко несимпатичен.

Будь я проклят, если когда кого призову отказаться от риска.

В данном курсе лекций развивается концепция оптимального риска. Здесь мы полагаемся на мнение авторитета, несомненно, разбиравшегося в обсуждаемой проблеме. Полководец А.В.Суворов говорил: - Риск – благородное дело, но рисковать надо с умом! Если он есть, конечно.

Для выживания в трудные времена нужна парадигма. Посмотрим, полезна ли в борьбе с опасностями риск-парадигма. Позволит ли она сохранить нас самих и среду обитания. 

Только помните, ребята, что никакая теория, никакой чужой опыт, не избавит вас от собственного риска и его дурных последствий.

В анализе и управлении риском главное – интуиция, настрой, кураж, если хотите!

Научить этому нельзя.

Сделать бесплатный сайт с uCoz