И.Н. Бекман
ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лекция 2. ИНФОРМАЦИЯ
-
Содержание
1. Определение понятия информации
2. Характеристики информации
2.1 Свойства информации
2.2 Виды информации
2.3 Качество информации
2.4 Количество информации
2.5 Ценность информации
2.6 Информационные процессыИнформатика, информационные технологии и кибернетика имеют дело с информацией, но что такое информация до сих пор не известно. Для определённости, мы будем понимать под информацией любые сведения и данные, отражающие свойства объектов в природных (биологических и др.), социальных и технических системах и передаваемые звуковым, графическим (в т.ч. письменным) или иным способом без применения или с применением технических средств.
В данной лекции мы приведём ряд определений термина "информация" и покажем, что основными являются три вида информации: физическая (в форме термодинамической и статистической), техническая (кибернетическая, компьютерная или шенноновская) и смысловая (семантическая). Квантовой информацией, энтропией фон Неймана, и энтропией Колмогорова-Синая мы займёмся позднее. Коротко рассмотрим методы определения количества технической информации, рассмотрим свойства смысловой информации и способы оценки её качества и ценности, и поговорим об информационных законах.
Информация есть информация
и ничто другое.
И этого достаточно!Базовым понятием информатики является информация. Любая деятельность человека (и не только, человека, бродячей собаки, к примеру) представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на её основе решений и их выполнения.
Многие (но не все!) учёные относят информацию к одной из исходных категорий мироздания наряду с материей, энергией и временем. Эти категории тесно взаимосвязаны между собой. Эти связи можно усмотреть и в природе и процессах, порожденных как отдельным человеком, так и обществом. Пример связи этих категорий в природных явлениях – переход жидкости из твёрдого состояния в жидкое. Здесь есть материальные преобразования, энергетические затраты, а также потеря информации относительно расположения атомов. Примером связи материя-энергия-информация в обществе является образовательный процесс, т.е. информационный процесс, требующий материального и энергетического обеспечения; другим примером является любое управление, например автомобилем. Однако есть существенное отличие информации от вещества и энергии – она может возникать и исчезать.
Прогресс человечества неизбежно влечёт увеличение общего объёма информации, которым оно располагает, причём объём этот растёт гораздо быстрее, чем население земного шара и его материальные потребности. Таким образом, можно утверждать, что значимость информации по отношению к двум другим рассмотренным категориям постепенно возрастает.