Добро пожаловать в Университет Бекмана

Здесь каждый может учиться и/или принять участие в создании свободных интерактивных обучающих материалов и открытых научных проектов.

engl

К оглавлению курса лекций

И.Н. Бекман

ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекция 2. ИНФОРМАЦИЯ

Содержание

1. Определение понятия информации
2. Характеристики информации
2.1 Свойства информации
2.2 Виды информации
2.3 Качество информации
2.4 Количество информации
2.5 Ценность информации
2.6 Информационные процессы

Информатика, информационные технологии и кибернетика имеют дело с информацией, но что такое информация до сих пор не известно. Для определённости, мы будем понимать под информацией любые сведения и данные, отражающие свойства объектов в природных (биологических и др.), социальных и технических системах и передаваемые звуковым, графическим (в т.ч. письменным) или иным способом без применения или с применением технических средств.

В данной лекции мы приведём ряд определений термина "информация" и покажем, что основными являются три вида информации: физическая (в форме термодинамической и статистической), техническая (кибернетическая, компьютерная или шенноновская) и смысловая (семантическая). Квантовой информацией, энтропией фон Неймана, и энтропией Колмогорова-Синая мы займёмся позднее. Коротко рассмотрим методы определения количества технической информации, рассмотрим свойства смысловой информации и способы оценки её качества и ценности, и поговорим об информационных законах.

Информация есть информация
и ничто другое.
И этого достаточно!

Базовым понятием информатики является информация. Любая деятельность человека (и не только, человека, бродячей собаки, к примеру) представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на её основе решений и их выполнения.

Многие (но не все!) учёные относят информацию к одной из исходных категорий мироздания наряду с материей, энергией и временем. Эти категории тесно взаимосвязаны между собой. Эти связи можно усмотреть и в природе и процессах, порожденных как отдельным человеком, так и обществом. Пример связи этих категорий в природных явлениях – переход жидкости из твёрдого состояния в жидкое. Здесь есть материальные преобразования, энергетические затраты, а также потеря информации относительно расположения атомов. Примером связи материя-энергия-информация в обществе является образовательный процесс, т.е. информационный процесс, требующий материального и энергетического обеспечения; другим примером является любое управление, например автомобилем. Однако есть существенное отличие информации от вещества и энергии – она может возникать и исчезать.

Прогресс человечества неизбежно влечёт увеличение общего объёма информации, которым оно располагает, причём объём этот растёт гораздо быстрее, чем население земного шара и его материальные потребности. Таким образом, можно утверждать, что значимость информации по отношению к двум другим рассмотренным категориям постепенно возрастает.

Сделать бесплатный сайт с uCoz